?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
FAQ (интервью с самой собой) про "Репейниковую поэзию"
невидимка
performansist
FAQ (интервью с самой собой)

- Почему ты вдруг обратилась к поэзии? Как это связано с твоим предыдущим творчеством и жизнью (ведь у перформансиста жизнь и искусство - связаны)?

- Дело в том, что изначально я мечтала быть не художником, а поэтом!  Интерес к слову  у меня, наверное, в крови -  дедушка был писателем, мама  - журналист, папа в 60-ые годы преподавал фонетику французской поэзии, работал  на кафедре прикладной структурной лингвистики МГУ, знал лично Лилю Брик.
Несколько лет я была вольнослушателем в Литературном институте: моей первой референтной средой в искусстве были поэты и литераторы. В 2006 я была приглашена году писать Phd в Тарту по семиотике искусства, но к тому времени уже защитилась в России и не решилась  начинать все заново.
Меня всегда интересовали проблемы языка, текст, знаки поэтому  я сразу прониклась эстетикой концептуализма. В моих проектах  часто присутствует точный перевод вербальных значений в зрительные образы, своего рода визуализированные метафоры понятий. В  репейниковом проекте это  буквализация "цепляющего" искусства. Я работала также с идиомами "вешать лапшу", "развесистая клюква" и др. Многие работы построены как набор знаков.

-  "Ускользающее и ускользаемое" - о чем это?

Это название - аллюзия на  "означающее - означаемое". Проект  -  про язык искусства, разные способы схватывания смыслов и про невозможность этого достичь...про тотальную невыразимость.

- Почему такая странная выборка стихов? Какой-то неровный у тебя вкус!

- Я отбирала тексты не по принципу личных пристрастий. Из любимых поэтов тут присутствуют разве что Вера Павлова и Бродский. Я отбирала так, чтобы 1) все картинки были разные; 2) была представлена максимально полно вся палитра между вербальным и визуальным; 3) чтобы стих уместился на заданный формат тряпки; 4) чтобы было поменьше пунктуации и игры шрифтами - их трудно перевести на язык репейников.
То есть, содержание текстов в данном случае вообще не важно, важна форма. Неслучайно большая часть отобранных текстов ненарративны или абсурдны.

- А при чем тут  таблица умножения?

-  Таблица умножения введена, чтобы снизить лирический пафос стихов. Этот проект, как и вся моя эстетика, это искусство жизни, поэзия репейника и половой тряпки, цифр, а не только слов.

- Почему ты выбрала в качестве материала именно репейник? Он ведь создает много проблем, неудобный  и  неприглядный. Искололась вся, наверное? Почему бы не сделать панно, например, из цветов?

-  Когда я читала книжки французских философов про мерцающие смыслы, мне почему-то всегда представлялся именно образ  репейника.
Мне близка нонспектакулярная, то есть антизрелищная, визуально-аскетичная эстетика. Мое кредо - эфемерность, природность, детскость. Репейник идеально вписывается в этот ряд. Предыдущими материалами были макароны, клюква, колючая проволока, морковь, шоколад, магнитная пленка, фантики, лед.
Репейник для меня важен и концептуально, как персонаж - это такой шут и Золушка царства цветов в одном лице. Сорняк, побеждающий культурные растения. Антигерой, Иванушка-дурачок, Трикстер. Мое искусство - это такой же сорняк, колючка в сердце арт-системы. Неудобное и неприглядное. Кстати, на закрытии все работы можно будет купить.
- Лиза,  ты стала наконец продавать работы?
- Просто репейниковые работы крайне трудно перевозить и хранить, к тому уже они недолговечны. Я  хочу их спасти. Они будут проданы очень недорого - от 1000 до 2500 рублей в зависимости от размера и трудоемкости, количества знаков. А первую партию я просто раздарила.

- Почему ты, известный художник, участник Венецианской биеннале, выставляешься в молодежной мастерской?

- Именно поэтому я могу себе позволить выставляться, где хочу: я свободна и независима, в  этом счастье некоммерческого художника. Например, сразу после Венеции я специально сделала выставку в питерской галерее "Белка&Стрелка," на холодном  чердаке, где иронизировала над своим статусом участника Венецианской биеннале.
Меня интересует молодое искусство - оно гибкое, живое, экспериментальное. Поэтому с удовольствием поддерживаю молодежные инициативы. Также я  много преподаю и общаюсь со своими студентами. Результатом становятся совместные выставки и проекты.
В этом году я преподавала в проекте "Медиапоэзия".  Возможно, то, что  я обратилась к поэзии - отсроченный эффект влияния на меня круга медиапоэтов и медиахудожников. То есть, репейниковая выставка - тоже результат коммуникации.

- Почему репейниковый шар не подписан? Что это за объект?

В данном случае мне хотелось, чтобы зрители сами определили, что перед ними. Этот шар уже окрестили  "стихо-генератором", "репейным царем" и даже "богом", "мета-смыслом". С нетерпением жду продолжения.

Лиза Морозова, 16.10.2014